консультация для родителей
Подготовили воспитатели:
Ботвиньева Н.Н., Максимова О.К.
Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
Побуждать детей совершать добрые поступки по отношению к окружающим;
Формировать у них знания о правилах поведения дома, в группе, в детском саду;
Знакомить детей с опасными предметами, находящимися дома и рассказывать, как с ними обращаться;
Воспитывать доброе отношение к игрушкам и желание убирать их за собой на место.
Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаки, которые определяют опасность:
— Угроза для жизни;
— Возможность нанесения ущерба здоровью;
— Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
1 — Опасности дома;
2 — Опасности на дороге и улице;
3 — Опасности в природе;
4 — Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Безопасность — это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, а также и безопасность образовательного процесса.
Но так как у нас в группе дети третьего года жизни, мы рассмотрим только те виды опасностей, с которыми могут столкнуться наши дети сейчас.
- Дети должны знать правила заботы о своём здоровье.
Правила заботы о своём здоровье: умывание, одевание, купание, здоровая еда, уборка помещения, режим дня, основные алгоритмы выполнения культурно — гигиенических процедур. Всё это содействует поддержанию и укреплению, сохранению здоровья ребёнка.
Какие должны быть созданы условия для освоения ребёнком этих правил:
Показывать ребёнку, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком, салфеткой.
Читайте детям потешки и стихотворения о гигиенических процедурах, режиме дня. Можно использовать
Приёмы: «Научи котёнка умываться».
Беседы с детьми.
В туалетной комнате показывать детям, как пользоваться водопроводным краном, как его правильно открывать, чтобы вода не разбрызгивалась, а текла тонкой струйкой и не намочила одежду ребёнка.
Показывать, как надо закатывать рукава, чтоб не намочить их; показывать, как намыливать руки, как тереть ладони одну о другую, смывать мыло водой и насухо вытирать своим полотенцем. Учить детей пользоваться туалетом. Следите за тем, чтобы дети после посещения туалета мыли руки с мылом и насухо их вытирали своим личным полотенцем.
Учить детей одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду на стульчик. Расчёсывать детей индивидуальной расчёской.
- Правила поведения за столом.
Учить детей, как правильно садится за стол (выдвинуть стул, сесть, не класть локти на стол.
Не забывать про правила обращения с предметами мебели! Стол — за ним едят, стул — на нём сидят (кровать — на ней спят).
Учить правильно держать ложку, чашку, пить из неё, не переливая жидкость. Не брать руками пищу из тарелки. Не крошить и не играть с хлебом.
Учить правильно кушать: тщательно, бесшумно и аккуратно пережёвывать пищу.
Учить детей быть опрятными во время приёма пищи и вообще дома, в группе (аккуратная чистая одежда, подтянутые колготки, застёгнутые пуговицы, расчёсанные волосы).
- Правила безопасного использования предметов.
Беседовать с детьми как правильно и безопасно обращаться со всеми предметами (это кран с горячей водой, книжки и игрушки, учить детей правильно и безопасно действовать с ними.
Дома вы знакомите детей с острыми, колющими и режущими предметами. Предостерегаете их от несчастных случаев.
Электроприборы, плиты, чайники, зажигалки, гвозди, молотки, утюги, телевизоры!
Игры с дверью! Палец сунуть в щель — опасная игра. Не делайте, детишки, такого никогда!
- Правила осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Ребёнок должен уметь позвать на помощь взрослого в опасных для здоровья и жизни ситуациях.
Беседовать с детьми дома об опасных ситуациях, приводящих к падениям и ушибам.
Беседуйте с детьми об открытых окнах. Оградите ребёнка от интернета.
- Правила поведения на улице и на участке детского сада.
Что должны делать взрослые: беседовать с ребёнком как вести себя на улице, чтобы не нанести вреда своему здоровью.
Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машины, здания, люди, предметы, насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Много случаев, когда дети вырываются из рук родителей и пытаются убежать.
Основные причины ДТП с детьми является незнание ими ПДД, правил поведения на улице.
Психологами давно установлено, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на улице. Чем это обусловлено:
дети быстро утомляются;
процессы возбуждения сильнее процессов торможения;
двигаясь, дети забывают об осторожности;
стремятся подражать взрослым;
нехватка знаний об источнике опасности.
Когда ребёнок бежит он видит лишь то, что впереди, напротив него.
Совершенно очевидно, чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту работу должны вести и воспитатели, и родители!
В группе детского сада мы создаём предметно пространственную развивающую среду для проведения игр, бесед, занятий по теме «Безопасность».
Правила поведения на участке детского сада:
Не уходить никуда от взрослого, соблюдать осторожность.
Играть только на нашем участке.
Не убегать за пределы участка и за веранду.
Смотреть под ноги.
Не поднимать незнакомые предметы.
Уметь позвать на помощь взрослого.
Не подходить к забору и не разговаривать с незнакомыми людьми.
Не брать от незнакомых людей угощение, какие-либо предметы.
Не пугать птиц, прилетающих на участок.
Если захотел в туалет, сообщи воспитателю.
Подходить и гладить животных.
Не ломать ветки деревьев.
Не бросать мусор и фантики.
Не брать ничего в рот.
Придя с прогулки тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.
Не оставлять после прогулки игрушки на участке.
- Правила безопасного поведения в художественной литературе.
Большинство известных сказок содержат нарушения правил персональной безопасности. Мы представляем ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения.
На улице —
«Волшебный мяч» Т. Шорыгина
«Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов
«Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова
«Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков
Правила контакта с незнакомыми людьми —
«Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Волк и семеро козлят».
Правила поведения в детском саду-
К. Дружинина «Кто знает волшебное слово?»
Н. Мигунова «Волшебные слова»
Н. Найдёнова «Наши полотенца»
А. Кардашова «За ужином»
Л. Фадеева «Новенькая в детском саду»
Н. Найдёнова «Новая девочка»
А. Кузнецова «Мы поссорились с подругой».
Родители должны ограждать детей от опасностей и формировать у них культуру безопасности.