Консультацию подготовили воспитатели: Ботвиньева Н.Н., Максимова О.К.
Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.
Основные умения и навыки
К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:
— двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
— пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой,
— группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали,
— ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи,
— целенаправленно находить и брать нужную игрушку,
— знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
— быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать — надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть,
Я — индивидуальность
Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности.
— Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания.
— К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой.
— Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность.
— В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приёмами.
Представление о мире
Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:
— периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
— явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
— различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
— знает деревья, кусты, цветы, траву;
— знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
— отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
— понимает отличия быстро — медленно, вверх-вниз, громко–тихо, тяжело — легко.
Речь
Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.
Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:
— запоминает стихи, песни, сказки, названия;
— выстраивает и произносит простые предложения;
— группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т.п.);
— различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т.д.).
Особенности психофизического развития
Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра – главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза.
В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:
— собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
— сравнивать рисунки и предметы;
— выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
— запоминать предложения из 4 слов;
— сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
— считать до трех, показывая пальчиками количество;
— различать основные цвета;
— различать круг, квадрат, треугольник.
Развитие детей – это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.