Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

0
83

Консультация для родителей

Детство – очень важный период в становлении личности. В младшие дошкольные годы ребенок приобретает первоначальное представление об окружающем мире, у него начинает складываться личное отношение к людям, к труду. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В игре развиваются духовные силы и физические навыки ребенка, его внимание, речь, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а также творческие  способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Особое место в деятельности малышей занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности и взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые представления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего хочется подражать. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.

В сюжетно-ролевой игре дети отображают жизнь и труд взрослых.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда разных профессий. В группе дети возят грузовики, путешествуют в поездах, на автобусе, лечат зверушек, готовят обед. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть  как взрослый. Желание ребенка делать то,  что делают взрослые и стремление использовать те же инструменты – это свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью и участвовать в их работе.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Только в сюжетно-ролевой  детской игре  происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения задуманного. Прежде чем взять на себя роль клоуна в цирке, нужно найти колпачок, а это может быть перевернутый  пластиковый стаканчик из набора детской посуды. Любая сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. В игре ребенок начинает чувствовать себя  членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Через сюжетно-ролевую игру происходит  обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самореализации, творческая инициатива. Игра формирует такие качества как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

 Сюжет игры – это действительность, которая находит отражение в игре. В сюжете ребенок отражает свое отношение к миру. Поскольку сюжетные игры копирует жизнь, дети накапливают опыт социальных отношений между людьми, опыт социальных переживаний.

Наиболее распространенными сюжетами являются:

  • Профессиональные (доктор, повар, шофер)
  • Созидательные (строительство)
  • Поиски и открытия (путешествие, «космос»)
  • Сказочные
  • Фантастические
  • Энтографические (масленица)

Обогащение игровых сюжетов детей формируется через, экскурсии, наблюдения, ознакомительные беседы о труде окружающих людей, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций, изобразительную деятельность, конструирование, физкультминутки, пальчиковую гимнастику. Все эти формы взаимодействия взрослого и ребенка являются основным способом обогащения игрового опыта детей.

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры – это лишение ребенка главного источника творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизация процесса  познания мира.

Таким образом, учитывая изложенное, следует помнить, что сюжетно-ролевая игра в воспитательном процессе способствует всестороннему развитию детей младшего возраста.

 

Консультация воспитателей 1-й младшей группы Фельд Н.С., Васильченко А.Л.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here