РУЧНОЙ ТРУД, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

0
187
Консультация для родителей

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с природным материалом направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется общая и мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развиваются творческие способности, фантазия, логическое мышление и усидчивость, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Материалы, используемые для занятий ручным трудом: бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

Способы работы:

  1. Отрезание или обрывание полосок, или кусочков от листа бумаги.
  2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
  3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
  4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
  5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.
  6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
  7. Наклеивание ватных дисков на изображение.
  8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
  9. Скрепление различных деталей.
  10. Сматывание ниток в клубок.
  11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
  12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
  13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.
  14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.
  15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе. 

    Консультацию подготовили воспитатели: Попова Е. Н., Зингер Ю. Э.