Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста

0
1116

ДОКЛАД воспитателя средней группы

Поповой Елены Николаевны.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

 Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

   Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика,  осенний листочек, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянуться к ней, она возбуждает их любознательность.

   Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

   Экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

   «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с природой, начиная с младшей группы.

   Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

   Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все — и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

   Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

   Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер — это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.).

   Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки. Тепло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки. Холодно — дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) — дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки).

      Зимой  воспитатель с детьми наблюдает, что солнце появляется реже, стало холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Уже в конце хмурой осени появляются отдельные снежинки, потом они падают гуще, и все вокруг становится белым, чистым. Это удивляет маленьких детей, и,  придя  в детский сад, они спешат поделиться новостью  с воспитателем, с другими детьми. Разделите их радость, скажите, что сегодня на прогулке обязательно рассмотрите снег.

   Выйдя на прогулку, обратите внимания детей, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось, снег накрыл все вокруг. Объясняем детям, что наступила зима. Малыши непременно захотят потрогать снег руками. В конце прогулки можно предложить детям положить снег на ладошку: пусть почувствуют, что он холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его нет на руке. Объясняем, что он растаял на теплой ладошке.

   Прогулка никогда не покажется детям скучной, если вы будете с ними играть, трудиться и наблюдать за зимней природой. Игры со снегом не просто развлечения: в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой.

  После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело вокруг. Собирайте снег на участке для будущих построек в одно место. Делая постройки, рассказывайте детям о свойствах снега: «Сегодня снег липкий – из него можно лепить различные фигурки». «Польем горку водой – она замерзнет и будет скользкой».

   В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве пальто или перчатке. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождественской:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

 Села и растаяла

 На моей ладошке.

Иногда дети пытаются брать снег в рот. Наберите немного снега на блюдечко или в чашку и занесите в группу. В помещении он растает, и на дне останется грязная вода. Покажите ее детям и сделайте вывод, что снег есть нельзя: можно заболеть, так как снег грязный и холодный.

  Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

    Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – не что иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

  1. Лучич М.В. Детям о природе. — Москва, 1989.
  2. 2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. — Москва, 1992.
  3. 6. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. — Москва, 2003.