Знакомим детей со временем.
Консультация для родителей
Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое «сутки», «неделя», «месяц», «год», надо познакомить их с понятиями «сначала» и «потом». Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.
В будущем времени:
- сначала мы умоемся, потом будем завтракать;
- сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать;
- сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать;
- сначала надо нарисовать круг, потом квадрат.
В прошедшем времени:
- сначала мы сходили погулять, потом сели обедать;
- сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого;
- сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот;
- сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился и так далее.
Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений:
рост и развитие растения или животного;
последовательные действия по изготовлению чего-либо (росла пшеница, потом ее скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее).
Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.
После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.
Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами — сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна).
Попросите ребенка:
рассказать по картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с ним самим;
пояснить, что бывает сначала, а что потом; расположить картинки в нужном порядке (слева направо).
Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А детям только остается правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.